Внезапная остановка или затрудненный запуск винтового компрессора — сигнал о неполадках, требующих диагностики.
Эти проблемы возникают из-за нарушений в работе электрических, механических или температурных систем. Рассмотрим основные причины и способы их устранения.
Перегрев как причина остановки
Термозащита отключает компрессор при критическом повышении температуры. Причины перегрева могут быть внешние и внутренние. Внешние - это высокая или, наоборот, слишком низкая температура в самой компрессорной комнате или в цеху, где стоит компрессор, или перебои с электропитанием. Внутренние причины - засоры механизмов, низкий уровень масла, или поломка регулирующего датчика. Остановимся на каждом подробно:
Перегрев
Если воздух в цеху нагревается выше допустимого, двигатель и винтовой блок перестают охлаждаться. Чтобы решить эту проблему, требуется усилить вентиляцию или снизить нагрузку на оборудование до тех пор, пока не появится возможность сделать правильную и достаточную вентиляцию.
Холод
В том случае, если компрессор останавливается из-за того, что масло замерзает по причине низкой температуры в помещении, надо обогреть компрессорную хотя бы до приемлемых +5°C, а лучше - до тех значений, которые указаны в техпаспорте компрессора.
Запыленность
Пыль и грязь на радиаторе ухудшают теплообмен. Чтобы компрессор в один прекрасный день не сломался из-за такой нелепой причины, радиатор нужно вовремя очищать и принять меры по снижению уровня пыли в цехе, либо по изоляции компрессора от грязных зон производства.
Утечка масла
Недостаток смазки приводит к повышенному трению и перегреву. Все, что требуется в данном случае - не пренебрегать ежедневным осмотром компрессора, проверять уровень масла и своевременно доливать его, если обнаружена утечка.
Поломка терморасширительного клапана - тот фактор, который невозможно предугадать, как в уже описанных причинах. Его просто надо заменить.
Еще один непредсказуемый внешний фактор - нестабильное напряжение. При падении ниже 380 В двигатель не развивает нужные обороты, срабатывает защита от перегрузки. Если на вашем предприятии случаются такие ситуации, правильным решением будет подключить стабилизатор.
Если агрегат гудит, но не запускается, проверьте компрессор на:
Залипание якоря двигателя, потому что он иногда прикипает к втулкам из-за износа или загрязнения. Помогает механическая прокрутка вала после остывания.
Неисправность пускового реле. Контакты реле окисляются или подгорают, блокируя запуск. Реле подлежит в этом случае срочной замене.
Заклинивание роторов или подшипников - со временем они теряют точность посадки, увеличивая нагрузку на двигатель. Такой механический износ приводит к резкой остановке компрессора. Также подшипники и ротор может заклинить из-за загрязнения масляных каналов. Масло перестает циркулировать, сухое трение моментально изнашивает детали.
В таких случаях компрессор требует разборки и ремонта силовой группы.
Вы проверили все по части механики и уверены, что все датчики и узлы работают нормально, но компрессор все равно воет и не запускается! Ищем дальше. Вспомните, как давно вы делали ТО - возможно, давно пришло время менять фильтры, и именно этот сбой в графике привел к нарушениям работы компрессора.
Если и фильтры - воздушный, масляный и сепараторный - в порядке, проверьте работу всасывающего клапана. Когда он не открывается, например, из-за нагара, компрессор не может закачать воздух.
Контроллер может блокировать запуск из-за:
- Срабатывания защиты от перегрузки. Реле давления или температуры требует ручного сброса.
- Неправильных настроек. Ошибки в программировании параметров давления приводят к ложным авариям.
- Перед повторным пуском следует проверить журнал ошибок на дисплее и сбросить аварийные сигналы.
Большинство проблем можно избежать, если контролировать уровень масла и состояние фильтров, следить за чистотой радиаторов и вентиляционных решеток, проверять напряжение в сети перед включением, а также соблюдать температурный режим в помещении.
Если компрессор продолжает отключаться или не запускается после базовых проверок, необходима диагностика у специалистов. Глубокие неисправности, такие как износ винтовой пары или поломка двигателя, требуют профессионального ремонта.